Виталий Комар

 

       «Мой выбор -- пейзаж с мавзолеем»

 

                                                       (приложение)

 

 

Как я уже говорил, в процессе «самоопроса» я увидел недостатки ряда вопросов, которые когда-то задавал другим. В старый опросник пришлось внести изменения.  Перечислю наиболее важные:

 

1. С самого начала я понял, что у меня нет ответа на вопрос о любимых художниках. Когда я заменил его на вопрос о любимых картинах, то сразу представил любимые с детства «Над вечным покоем» Левитана, «Еврейское кладбище» Рейсдаля и «Аббатство в лесу» Фридриха. Разные по стилю, эти кладбищенские пейзажи стоят передо мной в одном ряду с поэзией Екклезиаста и мавзолеем Ленина. И я увидел мавзолей как важную часть моего пейзажа.      

 

2. Не было однозначного ответа и на вопрос: «Ваш любимый цвет?» -- я предпочитаю сочетание  нескольких цветов.

 

3. В опроснике не было ни слова о выборе между горизонтальным, вертикальным, квадратным или круглым форматами картины. Ни слова о диптихах, триптихах, пентаптихах и подобных исталляциях.

 

«Мой выбор» стал большим горизонтальным пейзажем из пяти вертикальных холстов, повернутых лицом к круглому зеркалу в центре мандалы.

 

4. К сожалению, в «Выборе народа» не обсуждались мандалы и медитация; визуальные символы и метафоры;  симметрия и асимметрия.  

       

Благодаря медитации «самоопроса» прояснилась моя любовь к образам небесной  геометрии, где квадрат – древний символ земли, круг – символ неба, а треугольник – духовность.

 

Я увидел, что пейзаж -- это круг над квадратом, небо над землей, что деревья – колонны, небеса – купол, природа – храм. Храм для всех.  

 

5. Не было в «Выборе народа» и вопроса о сочетании изображения со словом. В свой пейзаж я включил тексты. Например: «Три выходных – светлое будущее всего человечества!». Или: «Пятница, суббота, воскресенье». Эти надписи связывают «Мой выбор» с другим проектом -- «Три выходных». Для меня сочетание сакральных дней основных религий – это не очередной экуменический диалог, а детская  мечта о счастливой семье. Мои родители, как и полагалось членам партии, были атеисты. Тем не менее, причиной их развода стало то, что в семье отца были живы традиции христианства, а в семье матери -- иудаизма. Увы, тогда был только один выходной день!       

 

6. В «Моем выборе», как и в «Трех выходных», я соединяю главные течения нонконформисткого искусства моей юности: «Соц-арт» и «Духовку». В старом опроснике они не упоминались.